Как выбрать шахматный кружок, секцию или школу, и в чём разница?
В Екатеринбурге существует очень много разных кружков и секций по шахматам, и в разы меньше — шахматных школ. В чём же разница? Давайте попробуем разобраться.
Как правило, кружки и секции организованы либо при общеобразовательной школе, либо в детском центре. В обоих случаях шахматы там преподаются как дополнительный предмет к уже существующим.
Плюсы:
• Удобство — родителям просто удобно, что это рядом с домом или в школе.
• Цена — как правило, в таких заведениях цены меньше, а где-то занятия даже проходят бесплатно.
• Обычно в секциях и кружках при детских центрах маленькие группы — есть предпосылки к использованию индивидуального подхода со всеми вытекающими преимуществами. В кружках при школах этого плюса нет, там группы редко бывают меньше 15 человек.
Минусы:
• Система обучения. Как правило, в секциях и кружках уровень подготовки и мотивированности детей значительно разнится, поэтому тренер вынужден либо отрабатывать определённую программу сразу для всех, либо бессистемно пытаться подстроиться под каждого ученика. В результате теория преподаётся формально, а дети в лучшем случае просто играют между собой и с тренером.
• Тренер. Хороший тренер хочет работать с заинтересованными учениками, поэтому вряд ли пойдёт работать в детский центр или школьный кружок. Там, скорее всего, можно встретить хорошего педагога, который умеет играть в шахматы и даже имеет какой-нибудь разряд, и просто хочет увлечь детей шахматами. Либо, наоборот, опытный шахматист без педагогического опыта, который готов заниматься с детьми из любви к искусству. В некоторых садиках сами воспитатели проводят занятия по шахматам!
• Домашнее задание. Задания, которые ученик выполняет самостоятельно — это 99 % успеха, залог того, что ребёнок будет расти и развиваться. Как правило, его нет в школьных кружках и секциях, потому что слишком уж разнообразная нагрузка у детей.
• Турниры. Далеко не каждый тренер кружка и секции готов выставить своих учеников на участие в турнире с обсчётом рейтинга.
• Размер группы. Небольшое число учеников (до 6 человек) имеет и обратную сторону: дети за 1–2 месяца привыкают играть друг с другом, пользуются одними и теми же приёмами, и перестают расти в шахматном плане. Лучше, когда в группе около 10 детей — это идеальный турнирный размер. Если, как в кружках при школах, группа больше 15 человек, то практика проходит лучше, при условии что тренер заставляет играть всех со всеми, но качественно разъяснить теорию такой группе почти невозможно.
• Время занятий. В кружках и секциях это обычно 40–45 минут, как обычный урок. За это время либо не удаётся хорошо объяснить теорию, либо не хватает времени поиграть. Занятие получается неэффективным.
• Уровень группы. Дети в группе могут быть совершенно разного уровня. Кто-то уже занимается 2 года, а кто-то только начал изучать азы. Это неудобно как тренеру — дети либо не понимают материал, либо откровенно скучают, так и самим детям — им просто не интересно играть друг с другом.
Шахматные школы
Для серьёзного обучения шахматам в Екатеринбурге есть 3 муниципальных шахматных школы: «Интеллект», «Уральская шахматная академия» и шахматный клуб «Этюд». Тренеры там гораздо более опытные, многие имеют шахматные звания и педагогическое образование. Занятия там бесплатные, это хороший плюс! Но в эти школы так просто не попасть, там серьёзный отбор и большая нагрузка. Чтобы заниматься профессионально, нужно посещать от 3 до 6 занятий в неделю по 1,5–3 часа, в зависимости от уровня игры. Единственное, что можно посоветовать, если ребёнок смог туда поступить — это тщательно выбрать тренера! Подход у всех разный, тренер и ребёнок должны подходить друг другу, тогда и результаты будут лучше.
Наша шахматная школа уже далеко не кружок. Наша основная задача — вырастить спортсменов, которые дальше будут заниматься. Мы всесторонне подходим к обучению. Работаем по разработанной программе. Следуем правилам, чтобы уже через год ребёнок имел как минимум 3-й юношеский разряд.
У нас есть несколько плюсов в отличие от кружков:
• Много групп оптимального размера, из которых можно выбрать себе подходящую по уровню и возрасту, и удобную по времени.
• Регулярное участие в турнирах. Мы считаем это одним из важных внеучебных занятий.
• Мы уделяем внимание таким мелочам при обучении, о которых некоторые преподаватели кружков и секций даже не задумываются. Например, на самых ранних этапах ребёнок должен научиться хорошо видеть шахматную доску целиком.
Рекомендация родителям!
Если хотите, чтобы ваш ребёнок развивался, а не просто «ходил на шахматы», тогда лучше всего прийти лично, познакомиться с тренером, пообщаться, узнать его ценности и идеи. Можно просто спросить, что будет через год занятий. Чёткий ответ вы вряд ли получите, но вы услышите рассуждения тренера по этому поводу и сможете сделать собственные выводы.Тогда вы сможете рассчитывать на результат, который вы ожидаете. Естественно, у тренера нужно узнать его звание или разряд, спросить, когда он сам начал играть в шахматы и когда начал обучать шахматам. Как скоро и на какого уровня турнирах сможет играть ребёнок.